Мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией

Несмотря на то, что мы проживаем в век высоких технологий, не смотря на то, что мы в большинстве своем не религиозны, а оставляем религии в нашей жизни только этически-нравственный аспект, некоторые религиозные мифы и старинные обряды и верования прочно укоренились в нашем сознании. В основном религиозные мифы современности — это мифы, объясняющие различные религиозные ритуалы. Самый известный нам пример — крашение яиц на пасху. Этот новый аспект мифа был открыт Б. Малиновским (1884-1942), британским антропологом, социологом и этнографом польского происхождения — основоположником функциональной школы в этнологии. Шапка ведьмы кстати есть на сайте chakiris.club.

Ритуалисты открыли и изучили обширный класс мифов культового происхождения, тесно связанных с календарными циклами. Реальность религиозного мифа восходит к событиям доисторического времени, но остается психологической реальностью благодаря воспроизведению мифов в обрядах и магическому значению последних. К данной группе мифов можно отнести и самый известный миф современности — миф об американской мечте. (Хотя сам автор классификации А.Л. Топорков отнес его к мифам массовой культуры). Но ведь именно «американская мечта» закрепилась в общественном сознании как форма национальной самоидентификации исторически сложившейся общности людей, названной «американцами» и населяющей страну, именуемую «Соединенными Штатами Америки». Американский массовый идентификационный миф явился на свет в форме Американской мечты. Впервые это понятие, как установили исследователи, встречается на страницах книги «История Соединенных Штатов», опубликованной писателем и историком Генри Адамсом в 1884 г. Однако путевку в жизнь этому термину дал Джеймс Труслоу Адамс. Именно после появления в 1931 г. его книги «Американский эпос». «Американская мечта», это сакраментальное словосочетание прочно вошло в американскую, а затем и в мировую культуру. Многие исследователи настаивают на принципиальной неопределимости этого социокультурного феномена.

И в самом деле, можно долго перечислять атрибуты Американской мечты, разбирать ее бесчисленные трактовки, а границы и смысл этого концепта так и останутся не до конца определенными и ясными. Как в общем нетрудно сформулировать основное содержание Американской мечты — свободный, успешный человек в свободном и успешном мире (с тем уточнением, что человек этот — американец, а мир — Америка). В этой структуре всегда остается что-то невыразимое, не поддающееся рациональному анализу и вместе с тем понятное и близкое американцу. А это типичные признаки мифа как феномена современного массового сознания. Для России тоже существуют известные идентификационные решения. Например, русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), сформулировал евроазиатское решение: «…в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира». В России Европа и Азия естественным образом, не имея четких границ, перетекают друг в друга, образуя своего рода сплав. И сегодня можно увидеть как эти идеи возрождаются и развиваются. . Мифы, связанные с внерелигиозными верованиями Сюда можно отнести мифы технического прогресса. Среди таких современных мифов — миф о всемогуществе искусственного интеллекта. Вера в сам научно-технический прогресс. Сюда же можно отнести современные течения, которые многие исследователи считают «псевдонауками»: астрология, парапсихология, «нетрадиционная» медицина. Приверженцы таких мифов изображают их в качестве серьезных научных гипотез, изложенных с использованием наукообразных терминов («астральное тело», «биополе» и пр.). Становясь привычными, эти термины приобретают в умах людей статус понятий, отражающих реальные феномены. Доказать либо опровергнуть паранаучные мифы трудно. Но по всем признакам они мифологичны.

Существуют мифы о контактах с инопланетными цивилизациями, о существовании регионов, фатально опасных для мореплавания («бермудский треугольник») или представляющих поле взаимодействия с эзотерическими силами (Шамбала). До сих пор жив миф о снежном человеке. Большое распространение в наши дни получили мифы об экстрасенсах — целителях. Одним из самых масштабных мифов современности, который можно отнести к данной группе, это миф об НЛО. Возникла наука (или, скорее все-таки, «псевдонаука») уфология, которая занимается исключительно изучением НЛО. В развитых странах, таких как США и Великобритания даже периодически организовываются государственные службы или программы, которые занимаются изучением свидетельств о появлении НЛО. А общественных организаций, занимающихся вопросами НЛО вообще не счесть. Миф об НЛО лег в основу книги выдающегося мыслителя К.Г. Юнга (1875-1961), философа, который одним из первых обратился к осмыслению роли мифа в жизни современного общества. В своей книге «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе» в центр внимания выдающегося швейцарского философа, психолога, культуролога, попадает феномен НЛО, возрастающий интерес к которому он связывает с обостренным переживанием социально-психологических проблем в кризисные периоды истории.